Home / Articles / "Creative experiment ..."

A creative experiment? Why not…

The goal of creativity is self-giving,

Not hype, not success ...

Boris Pasternak

 

It may seem to some that humanity at the beginning of the 3rd millennium has exhausted the potential of traditional creative self-expression ... that music, painting, choreography, literature, poetry have fully manifested themselves. And now a kind of "running in a circle" begins - a repetition of what has been passed, however, at a different aesthetic, technical or technological level, taking into account modern achievements in various areas of the human spirit. The thesis may be dubious, but if you investigate it further, you gradually come to an understanding of the origins of a new creative reality - a certain symbiosis or synthesis of previously independent and self-sufficient types of art. It is noteworthy that the Greek word συμβίωση (symbiosis) means a form of relationship in which both partners (or one of them) benefit from the other ...

Someone will ask why symbiosis? Well, let's call it co-creation, commonwealth, even a kind of germination or interweaving of one or several directions and types of art. By the way, examples of such an innovation are on the surface. Thus, the amazing harmonious combination of jazz, classical or ethno music in live performance or sand installations based on the paintings of famous artists cannot leave indifferent ... The birth on glass of sharpened images of Roerich's or Monet's paintings on glass with the help of a picturesque palette of colored sand is complemented by exquisite sounds of organ, saxophone or Armenian duduk ... Or here's another example of unexpected unity. The high art of Russian ballet, the sounds of modern music and ... the skill of rhythmic gymnastics, when a technically perfect performance of a sports program emphasizes the plasticity and spirituality of ballet steps ...

Presented on the pages of this site and the next almanac “Metropolis. 2018-2020 ”, a joint project of photographer Alexander Yakovets and artist Vladimir Lazarenko-Manevich aroused considerable interest in the Metropolis League community, which gradually transformed into a correspondence discussion about the creative meanings of this experiment.

 

 

 

Natalia Kuznetsova,

member of the Union of Journalists of Russia:

- Expressive mix, mutual multiplication of the object in the photographs of Alexander Yakovets surprisingly and naturally corresponds to the modern trend of all performative arts, unfolding in real life, in real time. The further, the more they try to combine genre and aesthetically independent. Such emotions visit the viewer when he gets acquainted with the works of the photographer, made in the style of contemporary art. Obviously, the author is preoccupied with the search for the innermost meaning of the image, the desire to get to the very essence of events, objects, life itself ...

Indeed, contemporary art is a synthesis of different types, genres, techniques and technologies. To do this, all available means and opportunities are involved: paints, music, poetry, film projection, graphic design, animation ... This is how the artist Vladimir Lazarenko-Manevich, who is in a state of permanent creative search for new forms of self-expression, manifests himself.

Apparently, it is no coincidence that both authors - the photo artist Alexander Yakovets and the artist Vladimir Lazarenko-Manevich - undertook an experience, unexpected, perhaps for themselves, of a creative community, based not only on the unity of the philosophical worldview, but also on the desire and desire to know oneself and the surrounding world through the prism of modern, so to speak, theme-rhematic art ...

And here we have the result of this artistic interaction: the work of modern painting by Lazarenko-Manevich, made using the capabilities of computer graphics, enters into some mystical relationship with the photograph of Alexander Yakovets, and reveals to the public a new reality - a virtual interpretation of the creative originality of the two artists.

 

Vladimir Lazarenko-Manevich, artist, designer:

- What do I consider to be the main thing in the fine arts? Search for beauty ... Beauty of light, color, lines, composition, visual harmony in itself, and if you're lucky, with the eternal meanings of this life.

For the first time I got acquainted with the term “computer graphics” in 1984, while doing science at that time. A little later he entered the Physics Department of Moscow State University, wishing to get another education. There I was already completely immersed in programming and the world, as they called it, of computing. The first attempts to create an image on the machine display began. As my senior colleague used to say: "The main thing is to put an end to the screen, the rest is easier." After graduating from art school, all his free time he continuously painted, wrote, running to Stroganovka for sketches, working at home or disappearing in a friend's workshop.

A few years later, by a lucky chance, I ended up in the animation studio "Classic", I had to part with science, and computer graphics became my profession (which I have never regretted). The arsenal of digital graphics tools in the early 90s was very modest: limited to machine performance, Photoshop was version 2.5. The first steps were taken by three-dimensional graphics. At the same time, I saw for the first time on the computer screen pictures completely drawn, written by the now famous animation artist. It was overwhelming ... great ... unexpected ... and I immediately wanted to do something like that. Since then, this instrument has completely taken possession of me, although oil and tempera, of course, lie somewhere in the cherished bag. Such is the story ...

 

Natalia Kuznetsova:

- English physicist and chemist, one of the inventors of photography, William Henry Fox Talbot once remarked that “the artist's eye often stops at what ordinary people do not see anything remarkable. An accidental spot of sunshine or a shadow crossing the road, an old oak tree or a stone covered with moss are able to awaken a whole chain of thoughts, feelings and imagery. "

These words, I think, can be attributed to the bold attempts of Alexander Yakovets and Vladimir Lazarenko-Manevich to break out of the usual circle of creative self-expression and throw themselves into the uncontrollable element of the search for new horizons, their own handwriting and the true "I" of a real master ...

To exacerbate the inevitable discussion around this creative experiment, I will allow myself an obvious provocative message: if computer graphics open up for an advanced user (painter, graphic artist, photo artist, etc.) truly unlimited possibilities in terms of the author's own interpretation of the original source, how authentic will it be " digital canvas "? Strictly speaking, this is a philosophical problem, and reasoning on the topic of what is genuine art and what is craft has long roots. Let's just remember that only 150 years ago, light painting - the forerunner of modern photography was perceived exclusively as something applied, very far from the world of pure art. True, now no one doubts the art of author photography ...

 

Vladimir Lazarenko-Manevich:

- Of course, everything moves in a circle. 7 notes and several dozen letters remain unchanged. Our organs of perception have not increased. Everything around has already been, everything has already been composed, performed, thought out and put on its granite pedestals. Old song. How many times have been proclaimed "The Decline of Europe", the death of theater, cinema and so on. and so on.

Nevertheless, everything flows, everything changes, and no matter how worn the phrase is, it moves in a spiral, repeating itself on a new round of it. And walking along this path, a person, having all the accumulated baggage (here I mean the necessary education), turns out to be one step higher, where there is still no one, takes steps in directions that have not yet become a tradition. Thorny winds of criticism and misunderstanding blow there. And such a reaction to innovation follows the same spiral, being an obstacle, a brake, a barrier, an obstacle to the unrestrained development of everything and everyone. I am ready to agree that it is even useful, that it helps later (later!) To define the “present”, that without overcoming difficulties there will be nothing worthwhile, precious.

Indeed, at present, significant breakthroughs in social development occur at the intersection of sciences: psychology and mathematics, biology and computer science, genetics and theology (just kidding), physics and medicine, etc. Art, as a field of human activity, is present in all aspects of progress, accompanying, and often outstripping, the perception of everything new by civilization. It is this "junction" of modern computer-graphic technologies and traditional photography that Alexander Yakovets and I tried to implement in our project. Frankly, similar, previously unknown technological combinations - "symbiosis", as the respected Natalia Kuznetsova calls it, there are still a great many waiting for us ahead. In sculpture, for example, the widespread introduction of 3D modeling and 3D printing from any material is coming.

I apologize for the banality, a work of art is a unity of form and content. And it doesn't matter whether the creator worked with a jackhammer or the thinnest brush, it was done with a real instrument or a virtual one. The skill of using a palette knife, chisel, brush is no more "real" than the skill of drawing with a brush in Photoshop, the skill of building a three-dimensional model, working with tone, color, light in virtual space.

Yes, of course, computer graphics have much more possibilities. Take the infinite Undo. What? Now you have to apologize for this? There is simply a solo performance of Music, and there is an orchestral performance, there are electric musical instruments and there are acoustic ones, and no one opposes them to each other. Acrylic paints do not negate traditional mineral pigments, and the airbrush does not conflict with the brush.

So it is here. An image on a canvas, created in a traditional way or with the use of modern digital technologies, still remains an Image - I mean an actual work of art.

You just need to go through the student stage of computer graphics, which, incidentally, overcame the cinema at the beginning of its formation, and fill, figuratively speaking, the abyss separating the first Lumière exercises and, for example, Cameron's Avatar.

As for the "authenticity" of such a work of authorship, here you can act as, for example, when replicating prints, etchings, etc. That is, a limited number of equivalent copies - prints (about ten) with the author's mark and number, everything else - ordinary inexpensive reproductions, posters, etc.

I would like to emphasize that “digital” is not a dirty word to denote something that is not natural, not true, not authentic, and even if you like, not legal. Not at all. While this concept for modern society is a kind of know-how, but I assure you: we will not even notice how soon this "new" will become just as traditional, generally accepted, and gradually gaining academicism, it will begin to designate the scope of what is already allowed for the next generations of seekers beauty and harmony - extraordinary and daring. But it is necessary to devote life to this, as the poet said - at least one.

 

Natalia Kuznetsova:

- In conclusion, let me note that I in no way question the artist's right to use certain traditional or, on the contrary, unexpected methods of perception and artistic comprehension of reality in the embodiment of his own idea. It seemed to me apologetic for the audacious attempt at deliberately provocative extrapolation of possible responses and reactions to a creative experiment on the pages of the Metropolis almanac. This became a kind of invitation to think about what art is in the postmodern time of rejection of any authorities and generally accepted views ...

In general, we live in a very interesting historical time, when the boundaries of both professions and specialties are being erased. Now you can hardly meet in pure form "physicists" and "lyricists", now every person, as in the Renaissance, flourishes with all facets of his talents and begins to feel himself a creator and creator of "his own world, his own universe" ...

 

Alexander Yakovets, Photographer, President of the Moscow League of Culture and Art Workers "Metropolis":

- The synthesis, to which the authors of the project were striving, does not yet have a name, and all kinds of explanations for the visible result of any creative work are often doomed to failure. Moreover, if these works do not fit into traditional forms. Meanwhile, in our project we see not just the "addition - unification" of two types of arts. Photography and painting complement and develop each other. Here we see both a highly artistic rethinking of the world of objects and the semantic depths of plot twists.

The creative result of our experiment is just one of many potential options for the original work. This is a photograph and, as it were, its reflection, only refracted through new features, features, details ... The light flux directed inside the object passes through the imagination of the authors, and a new wonderful world is born. In any case, an idea is given of how this world, this life is reflected in the creative consciousness of the authors.

... We can say that our joint works with Vladimir Lazarenko-Manevich are a cast of reality, refracted through the soul, where these components of the philosophical and artistic generalization must certainly be present.

2018

триптих___.jpg

Главная / Статьи / "Творческий эксперимент..."

Творческий эксперимент? Почему бы и нет…

  Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех…

Борис Пастернак

 

     Кому-то может показаться, что человечество в начале 3-го тысячелетия исчерпало потенциальные возможности традиционного творческого самовыражения… что музыка, живопись, хореография, литература, поэзия проявили себя полностью. И теперь начинается своеобразный «бег по кругу» - повторение пройденного, правда, на другом эстетическом, техническом или технологическом уровне с учетом современных достижений в различных областях человеческого духа. Тезис, может быть, сомнительный, но если его исследовать дальше, то постепенно приходишь к пониманию истоков новой творческой реальности – определенного симбиоза или синтеза до этого самостоятельных и самодостаточных видов искусств. Примечательно, что греческое слово συμβίωση (симбиоз), означает такую форму взаимоотношений, при которой оба партнера (или кто-то один) извлекает пользу из другого…

      Кто-то спросит, почему симбиоз? Что ж, назовем это сотворчеством, содружеством, даже неким прорастанием или сплетением одного, или нескольких направлений и видов искусства. Кстати, примеры подобного новшества лежат на поверхности. Так, не может оставить равнодушным удивительное гармоничное сочетание джаза, классической или этно-музыки в живом исполнении или песочных инсталляций по мотивам живописных произведений известных художников… Происходящее на глазах публики рождение на стекле отточенных изображений картин Рериха или Моне при помощи живописной палитры из разноцветного песка дополняется изысканными звуками органа, саксофона или армянского дудука… Или вот еще один образец неожиданного единения. Высокое искусство русского балета, звуки современной музыки и… мастерство художественной гимнастики, когда технически совершенное исполнение спортивной программы подчеркивает пластичность и одухотворенность балетных па…

     Представленный на страницах этого сайта и очередного альманаха «Метрополис. 2018-2020» совместный проект фотохудожника Александра Яковца и художника Владимира Лазаренко-Маневича вызвал немалый интерес в сообществе Лиги Метрополис, который постепенно трансформировался в заочную дискуссию о творческих смыслах этого эксперимента.

 

 

 

       Наталья Кузнецова,

        член Союза журналистов России:

      - Экспрессивный mix, взаимное умножение объекта в фотографиях Александра Яковца удивительно и естественно соответствуют современному тренду всех перформативных искусств, разворачивающихся в реальной жизни, в реальном времени. Чем дальше, тем больше они стараются соединить жанрово и эстетически независимое. Такие эмоции посещают зрителя при знакомстве с работами фотомастера, выполненными в стиле актуального искусства. Очевидно, что автор озабочен поисками сокровенного смысла изображения, желанием дойти до самой сути событий, предметов, самой жизни…

      Действительно, современное искусство – это синтез разных видов, жанров, техник и технологий. Для этого привлекаются все доступные средства, возможности: краски, музыка, поэзия, кинопроекция, графический дизайн, анимация… Именно в таком ключе в настоящее время проявляет себя художник Владимир Лазаренко-Маневич, находящийся в состоянии перманентного творческого поиска новых форм самовыражения.

         Видимо, не случайно, что оба автора – фотохудожник Александр Яковец и художник Владимир Лазаренко-Маневич – предприняли неожиданный, может быть, и для самих себя, опыт творческого содружества, основанный не только на единстве философского мировоззрения, но и на желании и стремлении познать себя и окружающий мир через призму  современного, так сказать, тема-рематического искусства…

       И вот перед нами результат этого художественного взаимодействия: произведение современной живописи Лазаренко-Маневича, выполненное с использованием возможностей компьютерной графики, вступает в некие мистические взаимоотношения с фотографией Александра Яковца, и являет публике новую реальность – виртуальную интерпретацию творческой самобытности двух художников.

 

          Владимир Лазаренко-Маневич, художник, дизайнер:

        - Что считаю главным в изобразительном искусстве? Поиск красоты... Красоты света, цвета, линий, композиции, гармонии визуальной самой по себе, а если повезет, и с вечными смыслами этой жизни.

       Впервые с термином «компьютерная графика» я познакомился году в 1984-м, занимаясь в то время наукой. Чуть позже поступил на физфак  МГУ, желая получить еще одно образование. Там уже полностью погрузился в программирование и мир, как тогда выражались, вычислительной техники. Начались первые попытки создания изображения на дисплее машины. Как говорил мой старший коллега: «Главное поставить точку на экране, остальное уже проще». После окончания художественной школы всё свободное время непрерывно рисовал, писал, бегая в Строгановку на наброски, работая дома или пропадая в мастерской приятеля.

       Через несколько лет по счастливому случаю оказался в анимационной студии «Классика», с наукой пришлось расстаться, и компьютерная графика стала моей профессией (о чём я ни разу не пожалел). Арсенал цифрового графического инструментария в начале 90-х годов был весьма скромным: ограничивался производительностью машин, Photoshop был версии 2.5. Первые шаги делала трёхмерная графика. Тогда же впервые увидел на экране компьютера картины, полностью нарисованные, написанные известным ныне анимационным художником. Это было ошеломительно… здорово… неожиданно… и сразу захотелось делать что-то подобное. С тех пор мною полностью завладел этот инструмент, хотя масло и темпера, конечно, лежат где-то в заветном мешочке. Такая вот история...

 

         Наталья Кузнецова:

        - Английский физик и химик, один из изобретателей фотографии, Уильям Генри Фокс Тальбот когда-то заметил, что «глаз художника часто останавливается на том, в чем обыкновенные люди не видят ничего примечательного. Случайное солнечное пятно или тень, пересекающая дорогу, старый дуб или покрытый мхом камень оказываются способны пробудить целую цепь мыслей, чувств и образных представлений».

      Эти слова, думается, можно отнести и   к смелым попыткам Александра Яковца и Владимира Лазаренко-Маневича вырваться за привычный круг творческого самовыражения и броситься в неуправляемую стихию поиска новых горизонтов, собственного почерка и истинного «Я» настоящего мастера…

    Для обострения неизбежной дискуссии вокруг этого творческого эксперимента позволю себе очевидный провокационный посыл: если компьютерная графика открывает перед продвинутым пользователем (живописцем, художником-графиком, фотохудожником и т.д.) поистине безграничные возможности в части собственно авторского толкования первоисточника, насколько аутентичным будет это «цифровое полотно»? Собственно говоря, это - проблема философская, а рассуждения на тему, что есть подлинное искусство, а что – ремесло –  имеет давние корни. Вспомним хотя бы, что всего 150 лет назад светопись – предтеча нынешней фотографии воспринималась исключительно как нечто прикладное, весьма далекое от мира чистого искусства. Правда, теперь искусство авторской фотографии уже ни у кого не вызывает сомнений…

 

          Владимир Лазаренко-Маневич:

       - Конечно, всё движется по кругу. Остаются неизменными 7 нот и несколько десятков символов букв. Органов восприятия у нас не прибавилось. Все вокруг уже было, все уже сочинено, исполнено, отдумано и поставлено на свои гранитные постаменты. Старая песня. Сколько раз провозглашались «Закат Европы», смерть театра, кино и проч. и проч.

         Тем не менее, все течет, все изменяется, и как это фраза ни затерта, движется по спирали, повторяясь на новом витке её. И шагая по этому пути, человек, обладая всем накопленным багажом (здесь я имею в виду необходимое образование), оказывается на ступень выше, там, где еще нет никого, делает шаги в направлениях, которые еще не стали традицией. Там дуют колючие ветры критики и непонимания. И такая реакция на новаторство идет вслед по такой же спирали, являясь препятствием, тормозом, барьером, преградой для безудержного развития всего и вся. Я готов согласиться, что это даже полезно, что это помогает потом (потом!) определить «настоящее», что без преодоления трудностей не будет ничего стоящего, драгоценного.

        Действительно, в настоящее время значительные прорывы в общественном развитии происходят на стыках наук: психологии и математики, биологии и информатики, генетики и теологии (шутка), физики и медицины и т.д. Искусство, как область человеческой деятельности, присутствует во всех аспектах прогресса, сопровождая, а чаще опережая, восприятие цивилизацией всего нового. Именно такой «стык» современных компьютерно-графических технологий и традиционной фотографии мы с Александром Яковцом и постарались воплотить в нашем проекте. Скажу прямо, подобных, ранее неведомых технологических сочетаний – «симбиозов», как называет это уважаемая Наталья Кузнецова, ждет нас впереди еще великое множество. В скульптуре, к примеру, грядет широкое внедрение 3D-моделирования и 3D-печати из любого материала.

        Прошу прощения за банальность, произведение искусства – это единство формы и содержания. И не важно, работал ли творец отбойным молотком или тончайшей кистью, выполнено это реальным инструментом или виртуальным. Мастерство владения мастихином, резцом, кистью ничуть не более «настоящее», чем мастерство рисования кистью в Photoshop, мастерство построения трехмерной модели, работы с тоном, цветом, светом в виртуальном пространстве.

       Да, конечно, возможностей у компьютерной графики гораздо больше. Взять хотя бы бесконечное Undo. Что же? Теперь надо извиняться за это? Просто есть сольное исполнение Музыки, и есть оркестровое, есть электрические музыкальные инструменты и есть акустические, и никто их не противопоставляет друг другу. Акриловые краски не перечёркивают традиционные минеральные пигменты, аэрограф не конфликтует с кистью.

       Так и здесь. Изображение на холсте, созданное традиционным способом или с применением современных цифровых технологий, все также остается Изображением – я имею в виду действительное произведение искусства.

      Надо лишь пережить ученический этап компьютерной графики, который, кстати, преодолел кинематограф в начале своего становления, и заполнить, образно говоря, бездну, разделяющую первые Люмьеровские упражнения и, к примеру, Кэмероновский «Аватар».

      Что же касается «аутентичности» подобной авторской работы, то здесь можно поступать так, как, например, при тиражировании гравюр, офортов и т.д. То есть ограниченное число равноценных копий – оттисков (порядка десяти) с авторским знаком и номером, все остальное – обычные недорогие репродукции, постеры и т.п.

     Хотел бы подчеркнуть, что «цифровое» – это не ругательное слово для обозначения чего-то не натурального, не истинного, не аутентичного, и даже если хотите, не законного. Отнюдь. Пока это понятие для современного общества – своеобразное ноу-хау, но, уверяю: мы даже не заметим, как скоро это «новое» станет столь же традиционным, общепринятым, а постепенно набравшись академизма, станет обозначать рамки дозволенного уже для следующих за нами поколений искателей красоты и гармонии – незаурядных и дерзких.  Но этому надобно жизнь посвятить, как сказал поэт, -  хотя бы одну.

 

         Наталья Кузнецова:

         - Позволю себе в заключение заметить, что, ни в коей мере не подвергаю сомнению право художника использовать в воплощении собственного замысла те или иные традиционные или, напротив, неожиданные приемы восприятия и художественного осмысления действительности. Мне показалось извинительной дерзкая попытка заведомой провокационной экстраполяции возможных откликов и реакций на творческий эксперимент на страницах альманаха «Метрополис». Это стало своеобразным приглашением к размышлению о том, что есть  искусство в постмодернистское время отказа от любых авторитетов и общепризнанных воззрений…

       Вообще мы живем в очень интересное историческое время, когда стираются границы и профессий, и специальностей. Теперь вряд ли встретишь в чистом виде «физиков» и «лириков», теперь каждая личность, как в эпоху Возрождения, расцветает всеми гранями своих талантов и начинает ощущать себя творцом и созидателем «собственно своего мира, собственно своей Вселенной»…

 

       Александр Яковец, Фотохудожник, президент Московской лиги деятелей культуры и искусства «Метрополис»:

      - Синтез, к которому стремились авторы проекта, не имеет пока названия, а всевозможные объяснения видимого результата любой творческой работы зачастую обречены на неудачу. Тем более, если эти работы не вписываются в традиционные формы. Между тем, в нашем проекте мы видим не просто «сложение – объединение» двух видов искусств. Фотография и живопись дополняют и развивают друг друга. Здесь  мы видим и высокохудожественное переосмысление мира предметов, и смысловые глубины сюжетных поворотов.

       Творческий результат нашего эксперимента – всего лишь один из множества потенциально возможных вариантов исходной работы. Это – фотография и как бы её отражение, только преломленное через новые черты, особенности, детали… Световой поток, направленный внутрь объекта,  проходит через воображение авторов, и рождается новый дивный мир. Во всяком случае, даётся представление того, как этот мир, эта жизнь отражается в творческом сознании авторов.

       …Можно сказать, что наши совместные с Владимиром Лазаренко-Маневичем работы являются слепком с реальной действительности, преломленной через душу, где эти составляющие философско-художественного обобщения непременно должны присутствовать.

2018

триптих___.jpg
LogoLMArtstore200.png

ИП Лазаренко-Маневич В.Р.  

ИНН_503007442670   ОГРН_305503025700027

© 2017-2020. L-M.artstore/marketlm

Сайт создан на Wix.com

+7 916 2808160